Вернуться на страницу заказа → Back to Order

     
  uaruus

Рок украинского духа

Aудио-версия Вступление: 60-80-е годы. Рок в Украине


ЭНЕЙ

В советское время Украину считали классическим «заповедником брежневизма». При Щербицком Советская Украина била рекорды в борьбе с диссидентством и разным инакомыслием, поэтому даже малейшие проявления оппозиционных настроений наказывались жестче, чем в Москве. Рок-н-ролл во времена холодной войны воспринимали не иначе как идеологическую диверсию. Недолгий период хрущевской оттепели второй половины 60-х ознаменовался быстрым ростом молодежного прозападного движения, когда десятки биг-битовых формаций гремели в студенческих общежитиях, тщательно копируя БИТЛЗ, Роллинг Стоунз, Элвиса Пресли. Стремительно завоевали популярность ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, УАНС, БЕРЕЗЕНЬ, ЭНЕЙ и другие. Самопальные записи рок-н-ролльных кумиров молниеносно тиражировались и ходили по рукам наравне с записями западных групп. Новости о концертах мгновенно собирали огромные толпы молодежи, поэтому попасть на концерт звезд считалось большой удачей. Рок-н-ролльная волна разлилась страной, и уже медленно, тоненькими струйками пробивалась в эфиры государственных ТВ и Радио.

КОБЗА

Такое бурное начало рок-эпопеи закончилось внезапно. «Пражская весна» 1968 года, или «Весна свободы» в Чехии была раздавлена советскими танками. Эти трагические события имели довольно печальный отголосок в самом СССР. Отделы КГБ, которые разрастались как грибы после дождя, начали необъявленную войну против инакомыслия. В фокусе всевидящего глаза КГБ оказалась и рок-музыка. Целая система ограничений и запретов должна была свести на нет свободное творчество никем неконтролируемых групп. По сути, рок-музыка была запрещена. Зато культивировали советскую эстрадную песню и адаптированный фольклор.
Однако, все это не означает, что «рок-н-ролл умер». Атмосфера подпольных концертов еще больше подогревала интерес к этой музыке, а тотальный застой 70-х вдохнул жизнь в чрезвычайно оригинальный андеграунд - литературный, поэтический, художественный. Если говорить о 70-х - это были годы развитого социализма и вокально-инструментальных ансамблей. Каждый такой ансамбль был закреплен за какой-либо областной филармонией, имел собственных художественных и административных руководителей и исполнял песни, утвержденные вышестоящими инстанциями. Большую часть репертуара составляли произведения членов Союза композиторов. Свои произведения музыкантам позволяли выполнять только после того, как их утверждали художественные советы, которые составляли партийные работники и члены этих самых творческих союзов. Ожесточенные оппозиционеры и партизаны от рок-н-ролла переместились в жанры, которые находились вне зоны достижения советской цензуры - то есть играли популярный тогда джаз-рок, арт-рок, или музыку, которая не предусматривала вербального ряда. Яркий след после себя оставили КРОК, РЕПОРТАЖ, ОРЕОЛ, КРЕДО, КРОССВОРД и другие. изготовление блокнотов

КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕСОР

1980-е годы принесли первые ростки надежды. Фатально постарело Политбюро, насквозь прогнившая экономическая система и огромное количество политических анекдотов предвещали близость свежего воздуха свободы. Питерско-московская «красная волна» как выразительная рок-оппозиция режиму, широко разлилась в СССР. Это было время взрыва магнитофонной культуры. Пластинки фирмы «Мелодия» имели достаточно жалкий вид по сравнению с бобинами и кассетами, тиражируемых кустарным способом, содержали песни ЗООПАРКА, КИНО, АКВАРИУМА, АЛИСЫ и других знаковых групп эпохи перестройки. Расцвет рок-музыки в середине 80-х был инспирирован началом горбачевской перестройки с ее доктринами «гласности» и «ускорения». Запретный плод медленно становился доступным - легализация рок-движения происходила лавинообразно, во всех городах появлялись рок-клубы, а все филармонические ВИА наспех перелицовывали свое звучание «под рок». Киевский рок-клуб «Кузня» «выплеснул» на поверхность целую обойму команд, которые быстро завоевали популярность не только в Украине. Эшелон «тяжелого рока» возглавляли ЭДЕМ, ПЕРРОН, КВАРТИРА 50, КОМУ ВНИЗ, ТИТАНИК, лидерами «альтернативного крыла» были КОЛЕЖСКИЙ АССЕСОР, ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА и РАББОТА ХО. Все они активно концертировали, ведь клубы в разных городах тесно сотрудничали друг с другом и постоянно устраивали разнообразные акции и фестивали. Тогдашние рок-клубы, созданные энтузиастами и музыкантами представляли собой симбиоз репетиционной базы, концертной площадки, информационного центра и тиражирующей компании.

КОМУ ВНИЗ

В конце 80-х годов появляется новая формация музыкантов, четко ориентированных на идеи национального возрождения Украины. Их появление стимулировал фестиваль «Червона рута» - мощное движение, которое собрало под свои знамена национально сознательную творческую интеллигенцию. Самым ярким событием была «Червона рута» в Черновцах 1989 г. Именно там впервые в полный голос прозвучали БРАТЬЯ ГАДЮКИНЫ, Вика Врадий (сестричка Вика), ЗИМНИЙ САД, КОМУ ВНИЗ, ВВ. На волне возрождения - во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, Киеве и других городах появились довольно самобытные группы, которые резко отличались от множества других и старательно копировали западные стандарты. В целом, начало 90-х - это годы дифференциации по стилям и направлениям. Годы напряженных поисков самих себя в мировом океане музыки. А главное - состоялось таинство самоидентификации рок-музыканта в плоскости родных традиций, в пределах своей - украинской земли.

БРАТЬЯ ГАДЮКИНЫ

Однако отсутствие музыкальной индустрии и хотя бы минимальной шоу-бизнесовой инфраструктуры постоянно тормозят чистые порывы музыкантов заниматься исключительно музыкой, заставляют их «бежать» в параллельные виды деятельности. Они сами «по крохам» собирают студии, клепают аппаратуру, сами организовывают концерты и сами занимаются изданием собственных альбомов. В отличие от поп-музыки, коммерциализация как таковая, почти не коснулась рок-музыки - здесь никто не заработал большие деньги, никто не сделал карьеру ... Скорее наоборот. Поэтому не будет наглостью с нашей стороны рассматривать рок, как чистое искусство талантливых, с горячими сердцами, людей.

Много интересных и ярких групп, о которых речь пойдет ниже, родом из столицы. Но Киев - не вся Украина. Запад, восток и юг также вырастили звезд и звездочек, которые оставили заметный след в истории жанра. Надеюсь, путешествие по местам рок-н-ролльной славы будет на самом деле драйвовым. Наша первая остановка - город Харьков.

Александр Евтушенко

 

Olexander Evtushenko

Александр Евтушенко - искусствовед, арт-критик, музыкальный обозреватель, продюсер, радио- и телеведущий. Редактор первой регулярной музыкальной газеты «Аудио-толока» (АУТ), альманаха «Рок-око», музыкального журнала «Галас», ведущий музыкальной телепрограммы «Тынды-рынды», автор и ведущий радиопрограммы «Рок украинского духа». Соавтор книги «Звезды Червоной Руты», автор и исполнительный продюсер CD-компиляций: «Легенды химерного края» (2 CD), «Революция на граните. Золотые рок-баллады Украины»,«В будущее - без Чернобыля. Золотые рок-баллады Украины»,«Жемчужины сезона. Новая украинская волна», « Рок-экзистенция» (2 CD), а также отдельных альбомов групп: КОРОЛЕВСКИЕ ЗАЙЦЫ, НЕБЕСНАЯ ШАХТА, ВИЙ, ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА, РУТЕНИЯ, КОБЗА и др.

Автор выражает сердечную благодарность всем друзьям, приятелям, партнерам, которые способствовали развитию современной музыки в Украине. Это - люди из разных сфер культуры и бизнеса, но всех объединяет вера в справедливость избранного пути и патриотизм.

Фото:

А.Иванов, Н.Трох, Д.Маркевич, А.Заика, Ю.Тугушев, О.Цеацура, М.Дашкович, Д.Клочко, М.Сергиенко, Д.Колосов, И.Руденко, А.Киенко, А.Кирчив, О.Путров, О.Федченко-Мацкевич, И.Тимченко, Ф.Решетняк, Ю.Тосенко, С.Скрябина, С.Познанский, С.Кузьмич.